АДМИНИСТРАЦИЯ

Капитальный ремонт. Куда уходят деньги жильцов?

В 1991 году с принятием Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 началась реформа жилищно-коммунального хозяйства.

Квартиросъемщики в массовом порядке становились собственниками своего жилья, имели возможность распорядиться им по своему усмотрению, при условии принятия на себя не только права распоряжаться квартирой, но и обязательств по её ремонту. Тогда, в 1991 году речь шла о ремонте только квартиры. Вопрос о ремонте мест общего пользования в ходе приватизации не поднимался.

Органы государственной власти и муниципального самоуправления, тем не менее, все эти годы занимались проблемой капитального ремонта многоквартирных домов.

С 2005 года был введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Статья 158 кодекса предусматривала, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Участие в расходах на содержание общего имущества было добровольным, и многие собственники жилых и нежилых помещений уклонялись от этого участия.

 В 2007 году был принят Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который определил, в числе прочих мер, порядок финансовой поддержки субъектов федерации при проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов.

Проблем, тем не менее, меньше не стало. Стало понятно, что ни население, ни бюджет в одиночку с этой проблемой не справятся. Именно поэтому в 2011-2012 годах в жилищно-коммунальной отрасли велась активная работа по решению проблем поддержания состояния жилищного фонда в соответствии с требованиями нормативных документов.

Результатом работы стало принятие Федерального Закона N 271-ФЗ от 25.12.2012 «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Изменения, внесенные в Жилищный Кодекс РФ в декабре 2012 года, установили новый механизм проведения капитального ремонта, упорядочили и регламентировали взаимоотношения органов управления различных уровней и собственников общего имущества в части организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В том числе было установлено обязательное условие - создание на территории каждого субъекта Российской федерации Регионального оператора.

С целью организации собственников на формирование фондов капитального ремонта, проведения работ по капитальному ремонту, осуществления контроля качества и финансирования работ 5 декабря 2013 года создана специализированная некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Алтай» — региональный оператор. Учредителем регионального оператора является Республика Алтай, от имени которой выступает Министерство регионального развития.

По всей территории Российской Федерации во исполнение раздела IX Жилищного кодекса РФ с целью организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах разработаны региональные программы капитального ремонта.

Согласно региональной программе в течение 30 летнего периода планируется проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, которые не включены в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Финансирование работ по капитальному ремонту будет осуществляться за счет средств собственников с учетом средств государственной и муниципальной поддержки, в порядке очередности, определенной соответствующей региональной программой по капитальному ремонту.

На сегодняшний день такая программа в Республике Алтай разработана на период 2014-2043 годы и утверждена постановлением Правительства РА от 28.07.2014 года № 220. Программой предусмотрен капитальный ремонт по видам работ исходя из нормативных межремонтных сроков эксплуатации общего имущества, которые составляют:

— 30 лет по крышам, внутридомовым инженерным системам и фасадам МКД,

— 50 лет по подвалам и фундаментам.

По МО «Усть-Канский район» в данную программу вошли следующие дома:1) c. Усть-Кан, ул. Лесная, д.4 2) с. Усть-Кан, ул. Лесная, д.6 3) с. Усть-Кан, ул. Школьная, д.3 4)с. Усть-Кан, ул. Школьная, д.4 5)с. Усть-Кан, ул. Школьная, д.5 6) с. Усть-Кан, ул. Школьная, д.6 7)с. Усть-Кан, ул. Школьная, д.7 8) с. Усть-Кан, ул. Ленинская, д. 2а 9) с. Ябоган, ул. Нагорная, д.20 10) с. Усть-Кумир, ул. Зеленая, 29

При определении очередности проведения капитального ремонта в соответствии с Жилищным кодексом РФ в первоочередном порядке подлежат капитальному ремонту многоквартирные дома, в которых срок проведения капитального ремонта наступил на дату приватизации первого жилого помещения, ориентировочно это МКД до 1963 года постройки. На сегодняшний день в большинстве таких домов проводился выборочный капитальный ремонт. В дальнейшем очередность проведения капитального ремонта определена в региональной программе исходя из года постройки дома и даты последнего проведения капитального ремонта.

Государственная и муниципальная поддержка капитального ремонта предоставляется в соответствии со сроками проведения работ, указанными в региональной программе.

Собственники помещений в многоквартирных домах, как физические, так и юридические лица, путем ежемесячного внесения взносов должны формировать фонды капитального ремонта. Размер взноса на капитальный ремонт был рассчитан в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Министерством регионального развития РФ на основе фактически сложившихся расходов на проведение капитального ремонта за последние 3 года и составил:

— 6,30 руб. с м2 на 2014 год,     — 6,70 руб. с м2 на 2015 год,      — 7,14 руб. с м2 на 2016 год.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники имеют право выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта — аккумулирование взносов на отдельном счете дома или вложение средств в общий фонд регионального оператора. Данное решение собственники 427 домов (10 домов в МО «Усть-Канский район»), включенных в Региональную программу Республики Алтай, должны были принять до 11 сентября 2014 года. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, органами местного самоуправления было принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении таких домов на счете регионального оператора.

Частью 1 статьи 181 Жилищного кодекса установлена обязанность собственников помещений в МКД, фонд капитального ремонта которого формируется на счете регионального оператора, по заключению с региональным оператором договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.

Заключение указанного договора осуществляется в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса РФ.

При этом необходимо обратить внимание, что согласно части 1 ст. 181 Жилищного кодекса уплата собственником помещения в МКД взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. Практическая реализация региональным оператором вышеуказанных норм может быть организована разными способами.

Например, направление проекта договора для подписания каждому собственнику, размещение текста договора на платежном документе, размещение текста договора в средствах массовой информации. Так региональным оператором Республики Алтай проект договора о формировании фонда капитального ремонта размещен на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://rfkr04.ru/, а также был опубликован в газете «Звезда Алтая» №№241-244 от 23.10.2014г.

С октября 2014 года у собственников помещений в многоквартирных домах на территории Республики Алтай возникла обязанность по формированию фондов капитального ремонта многоквартирных домов путем внесения взносов на счет регионального оператора, либо на специальный счет.

При принятии решения об аккумулировании средств на специальном счете на собственников ложатся дополнительные расходы по оплате услуг банка за ведение счета и внесение наличных, выставление платежных документов и доставка их собственникам помещений в многоквартирных домах.

По счету регионального оператора выставление платежных документов осуществляет региональный оператор.

Фонды капитального ремонта собственники формируют в кредитных учреждениях — банках. Путем открытого конкурса, по городу Горно-Алтайску был выбран ПАО Банк Зенит, по муниципальным образованиям ОАО Сбербанк.

Фонды будут формироваться и использоваться в пределах муниципальных образований.

Учет фондов независимо от способа его формирования ведется в разрезе многоквартирных домов.

Средства собственников, вложенные в фонд регионального оператора, ежегодно используются на возвратной основе на цели капитального ремонта домов в соответствии с региональной программой, то есть средства собственников одного дома используются на ремонт другого дома, и так далее. Таким образом, чем больше средств будет формироваться на счете регионального оператора, тем быстрее будут темпы исполнения региональной программы, актуализация которой должна производиться ежегодно.

 Обязанность следить за сохранностью и безопасностью жилищного фонда возлагается на его собственников, которые должны понимать неизбежность своего участия, в том числе и в финансовом плане, в обеспечении своевременного проведения капитального ремонта.

Региональная система разработана с целью наработки собственниками жилья практики в принятии и реализации общих решений, формировании фондов финансирования и обеспечения дальнейшей самостоятельной деятельности по обеспечению комфортных условий проживания без участия органов власти.

В соответствии со Статьей 169 Жилилищного Кодекса, пунктом №1

ОРГАНИЗАЦИИ

ЭКОНОМИКА

Государственные ресурсы: